Российская компания "Суперфон", работающая на рынке мобильной рекламы, зарегистрировала в Роспатенте в качестве товарного знака так называемый смайлик - известный всем пользователям интернета символ, отображаемый как
и используемый для отображения в электронных сообщениях, чатах и т.д. эмоционального состояния пользователя. Президент "Суперфона" Олег Тетерин заявил, что его компания будет рассылать предупреждения коммерческим организациям, использующих подобный символ. "Если реакции не последует, то будем судиться и требовать выплаты компенсации", - говорит Олег Тетерин. "Легальное использование будет возможно после покупки у нас годовой лицензии. Стоить она будет немного - несколько десятков тысяч долларов".
Однако Роспатент прояснил ситуацию, сообщив, что смайлик не может быть использован в качестве товарного знака, так как является общеупотребительным символом, поэтому компании, использующие его в своих названиях, не могут требовать компенсации с других компаний, также использующих этот знак. "В отдельности обозначение - смайлик не способно индивидуализировать производителя и не может выполнять функцию товарного знака, в связи с чем не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака на основании статьи 1483 Гражданского кодекса РФ", - заявил представитель Роспатента.
Хотелось бы напомнить, что смайлик был создан в 1963 году художником Харви Болл по заказу компании The State Mutual Life Assurance, а в 1982 году профессор университета Карнеги-Меллона Скотт Фалман (Scott E. Fahlman) впервые использовал знак
в своем электронном сообщении коллегам и предложил использовать его в дальнейшем для обозначения эмоций.
Между тем, по сообщению того же представителя Роспатента, знак "
" композиционно включен в слово "Суперфон", являющееся товарным знаком и подпадающее под охрану. Он отметил, что смайлики, как элементы словесных композиций, так же присутствуют в других товарных знаках и используются в рекламных целях такими компаниями, как "Корбина Телеком", Nestle и McDonald\'s.
Похоже, многочисленных судебных разбирательств не будет. Интернет-компании, а также все другие организации, использующие популярную рожицу, теперь могут спать спокойно, пока кто-нибудь не попытается зарегистрировать в качестве товарного знака все буквы алфавита. :grin rin